Электронные книги и методики
Электронные книги и методики для создания и развития бизнеса и системы упавления
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Технология создания и развития эффективного бизнеса > Статьи > Раздел "Запуск и развитие успешного бизнеса" > Магазин продуктов питания: есть ли здесь место малому бизнесу

Магазин продуктов питания: есть ли здесь место малому бизнесу

Александр Карпов, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор книги "Создание и развитие эффективного бизнеса"

Многие начинающие предприниматели в качестве своего первого бизнеса выбирают небольшой магазин продуктов питания. Так называемый продуктовый магазин у дома.

Логика вроде как понятна: продукты питания, в отличие от других товаров, – это предмет первой необходимости, поэтому спрос на них должен быть всегда.

Для многих начинающих бизнесменов этот бизнес кажется довольно простым. Они считают, что нужно только найти подходящее место для магазина продуктов, найти поставщиков, нанять продавцов и все – дело сделано.

Возможно, в девяностные годы этот бизнес и был таким простым как описано в предыдущем абзаце, но сейчас ситуация изменилась.

В продуктах питания сейчас самая большая степень консолидации рынка. Балом правят крупнейшие федеральные сети.

Малому бизнесу сложно конкурировать с ними по цене. За счет больших объемов закупок федеральные сети могут получать приличные скидки, на которые не могут рассчитывать небольшие продуктовые магазины. На самом деле закупочные цены у федеральных сетей, занимающихся продуктовым ритейлом, низкие не только из-за больших объемов (об этом написано ниже).

Кроме того, олигархи, владеющие крупными продуктовыми сетями, лоббируют свои интересы на государственном уровне. В результате таких действий принимаются законы, которые топят малый бизнес.

Ни для кого не секрет что небольшие магазины продуктов раньше зарабатывали в основном за счет алкоголя. По крайней мере, он давал существенный вклад в оборот и прибыль продуктового магазина.

Сначала приняли закон, запрещающий небольшим магазинам продуктов питания торговать крепким алкоголем. Затем постепенно градус понижался. В конце концов, запретили даже пиво продавать.

Это, несомненно, нанесло большой удар по продуктовым магазинам. Некоторым из них чтобы выжить приходится торговать алкоголем из под полы. На "печеньках" не проживешь.

Возникают вполне актуальные вопросы:
  • может ли в современных условиях зарабатывать небольшой магазин продуктов питания, чтобы прибыли хватало хотя бы для того чтобы прокормить его сотрудников и владельцев?
  • какой стратегии нужно придерживаться, чтобы добиться успеха в этом бизнесе?

    Раньше в основу стратегии небольшого продуктового магазина закладывалось предположение о том, что не каждый поедет в супер- или гипермаркет за продуктами питания вместо того чтобы спуститься на первый этаж и купить все что нужно из продуктов в своем или соседнем доме.

    Проще говоря, небольшие магазины продуктов выживали за счет близости к покупателям и за счет их лени. Но сейчас ситуация изменилась.

    Да, безусловно, мало кто попрется за батоном в супермаркет. Гораздо проще купить его в маленьком продуктовом магазине, расположенном в шаговой доступности. Понятно, что в процентом соотношении придется переплатить 50%, а иногда и 100%. Но в абсолютном выражении это "копейки". К тому же если ехать в крупный продуктовый магазин, то возникнут затраты на бензин, да и времени жалко.

    Когда же речь идет о более крупных покупках, то большинство подумает, стоит ли переплачивать. Одно дело приобрести в крупном магазине товаров на 2-3 тыс. руб., а другое – в небольшом продуктовом магазине на 3-5 тыс. руб., получив то же самое. Сейчас многие стали считать деньги и экономить. Бесконечные кризисы, а также "замечательная" политика "партии и правительства" заставляют это делать.

    Поэтому сейчас надеяться на лень покупателей особенно не приходится. Да, есть такие, кто продолжает затариваться в небольших магазинах продуктов у дома, но их таких становится все меньше.

    К тому же, как уже выше было отмечено, в небольших продуктовых магазинах нельзя приобрести весь ассортимент. Пока запретили только алкоголь, но не факт, что на этом запреты остановятся. Кроме того, по очевидным причинам в небольших продуктовых магазинах выбор меньше, чем в федеральных сетях.

    Нужно еще отметить, что для малого бизнеса то и дело вводят новые налоги или повышают старые. Создается ощущение, что деятельность наших правителей направлена на планомерное уничтожение малого бизнеса.

    В такой ситуации может ли выжить небольшой продуктовый магазин? Мне кажется, что может, если изменить стратегию.

    Нужно использовать одно существенное слабое место крупного продуктового ритейла. Речь идет о качестве продуктов, продаваемых в крупных продуктовых сетях.

    Выше уже отмечалось о том, что сетевые структуры в продуктовом ритейле снижают закупочные цены не только за счет больших объемов закупок. Они заставляют производителей любыми способами снижать себестоимость товаров.

    Многие из моих клиентов, занимающиеся производством продуктов питания, рассказывали мне о том, как им "хорошо" работать с сетями.

    Мало того, что крупный продуктовый ритейл три шкуры дерет с производителей, обязывая выплачивать различные бонусы, так еще и заставляет минимизировать затраты на производство.

    Производители первым делом, естественно, экономят на упаковке, чтобы не снизить качество товаров. Но сети требуют дальнейшего снижения цены. У производителей особого выбора не остается.

    Или у них резко снизятся продажи, из-за того, что они потеряют крупные федеральные сети, или им приходится использовать в производстве более дешевые, а значит менее качественные ингредиенты. Очевидно, что большинство производителей выбирают прибыль вместо качества.

    Стратегия крупных продуктовых сетей понятна. Они хотят выжимать максимум прибыли и полностью контролировать ситуацию.

    Проще говоря, их цель такова: продавать по высоким ценам дерьмо, приобретенное за копейки. На этом они будут делать ОЧЕНЬ большие деньги.

    Сначала они победили производителей, которые теперь пляшут под их дудку. Мне рассказывали историю о том, как один из крупнейших в Мире производителей (очень известная компания) решил пободаться с крупной российской продуктовой сетью. Его послали куда подальше, поэтому он через месяц на коленках приполз, умоляя пустить его обратно. Ему пришлось дополнительные скидки предоставить, да и размер ретробонусов увеличить.

    Теперь крупнейшим продуктовым ритейлерам осталось полностью уничтожить конкурентов в лице малого бизнеса. Тогда у покупателей не останется никакой альтернативы. Им придется покупать в федеральных сетях низкокачественные продукты по высоким ценам.

    После уничтожения малого бизнеса, сетям останется только вступить в картельное соглашение, чтобы всем держать высокие цены. ФАС (федеральная антимонопольная служба) здесь, скорее всего, не поможет, т.к. ее руководству сделают "предложение, от которого оно не сможет отказаться".

    Таким образом, мне кажется, что малому бизнесу в розничной торговле продуктов питания можно выжить только за счет продажи качественных продуктов. Этим можно привлекать покупателей. Рентабельность у таких продуктов выше, чем у низкокачественных, поэтому магазин может быть прибыльным, даже несмотря на различные запреты со стороны властей.

    Я сам, к примеру, уже не покупаю некоторые позиции из фруктов и овощей в сетях, т.к. они отвратительного качества, а цены не намного меньше, чем в небольших продуктовых магазинах, где можно приобрести качественный товар. Мягко говоря, не хочется есть ватные помидоры, да еще и за приличную цену. Лучше немного переплатить, но получать удовольствие от приема пищи, а не давится не понятно чем.

    Итак, для небольших магазинов продуктов питания настали не лучшие времена, но они могут выжить, если изменят свою стратегию и переключатся на качественные товары. Тогда они смогут хоть как-то конкурировать с крупными продуктовыми магазинами, особенно с федеральными сетями.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу smart-venture@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    9 + 1 =